Большакова Татьяна Леонидовна

img 2830

Значение музыки в школе (внеклассная работа)

 

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.

 

Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства.

Так же как и литература и изобразительное искусство,

музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» 

Д.Б.Кабалевский. 

 

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. 

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. 
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. 


Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. 


Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. 

Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. 

В  школе № 2  им Ю.А. Гагарина я преподаю пятый год и с каждым разом убеждаюсь в важности формирования музыкальной культуры школьников. В нашей школе мы используем организационные формы музыкально-воспитательной работы, и конечно важную роль в формировании музыкальной культуры у детей  имеет вокальный кружок и создание общешкольного хора «Планета».

Вообще идея создания общешкольного хора очень сплачивает учащихся разных возрастов, поднимает их не только поведенческую культуру, но и повышает их духовно, потому что дети знакомятся с  музыкальной культурой советского времени, которая обогащает их духовный мир и соединяет их с поколениями жившими этими песнями. 


Работа вокального кружка  и хора в общеобразовательной школе занимает важнейшее место в системе воспитания и образования. Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам. 

В процессе обучения пению педагогом решаются многие задачи, связанные с развитием голоса учащихся и приобретением вокально-хоровых навыков и умений, необходимых для художественного выразительного исполнения. Овладение вокально-хоровыми умениями и навыками в пении – средство художественной передачи содержания, музыкального образа произведения. 
Поэтому исходным положением, определяющим задачи в овладении вокально-хоровыми умениями и навыками, является художественность, содержательность, эмоциональная направленность музыкального материала. 

 


При проектировании календарного планирования, я тщательно подбираю музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств. 
В начале разучивания той или иной песни, всегда планирую вводную беседу. 

Обязательно обращаю внимание детей на авторов, историю создания. Многие материалы находят и сами учащиеся. 
Для развития певческих умений и навыков, использую различные формы распевания. Например: для разработки дыхания – имитация «Надутый мяч», «Свежий цветок»; для развития дикции и артикуляции – скороговорки, придумать самим мелодию на скороговорку и утрированно спеть, прием «эхо» и т.д.

Используются  следующие виды работ над песней: двухголосие, пение в унисон, пение каноном, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование – придумывание движения в соответствии с содержанием песни. 

Данные распевания и формы работы очень увлекает детей, заинтересовывают. 


Если разучиваемая песня звучала в качественной обработке, дети с легкостью ее разучивают и поют. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей. 

Все праздники, организуемые в школе, не обходятся без участия детей, посещающие данные кружки. Члены кружка принимают активное участие в городских  конкурсах детского творчества, где занимают призовые места.

 Выступления на мероприятиях дает возможность детям почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения. Дети, посещающие вокальный кружок,а теперь и хор, пользуются уважением и восхищением среди своих друзей, одноклассников и сверстников. 

 

 

 

Большакова Т.Л., учитель музыки.

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Вокальное пение"для 5-го класса.Скачать(.pdf)


  

2014--p1000375

1520  img 1249

35--2030  img 0125-1

2014--p1000433

2030  img 0058

2030  img 1714

2030  img 1724

      

 


 

 

 

 

 

 

 

www.allschoolsite.ru - все для школьного сайта